Сочинение: "Душевная драма Катерины" по пьесе А.Н. Островского "Гроза"
Александр Николаевич Островский не зря считается одним из столпов русской литературы. Драматург, который стал одним из основоположников русского театра, стал одним из родоначальников отечественной драмы. «Бедная невеста», «Бедность не порок», «Доходное место» - определили его как одного из лучших драматургов своей эпохи. Отдельно в этом списке шедевров стоит «Гроза». Произведение, которое Станиславский считал одним из шедевров русского театра.
Катерина, как ключевой персонаж пьесы, находится в конфликте между собственными желаниями и обществом. Независимая личность, которая не хочет идти, опираясь на устоявшиеся ценности, а сама выбирать свой путь. Она оказывается в ситуации, когда предстоит выбор – либо подчиниться, либо расстаться с жизнью. Она должна выйти замуж за Тихона (бессильного, безвольного и морально немощного сына своей матери).
Она его искренне любит и жалеет, но в то же время понимает, что жить так просто невозможно. Ей хочется любви, полноценной семьи, а не гнета патриархальной свекрови. Ключевой фразой, которая проходит и в других произведениях, стала «От чего же люди не летают как птицы?». Стремление стать кем-то большим, чем просто девушка, отданная замуж, приводит Катерину к моральной измене.
Роман с Борисом изначально помогает ей стать выше общества, но потом морально уничтожить себя. Измена мужу не правильно, но у Островского она в некотором виде обосновывается деспотией свекрови и безвольностью мужа. Понимание того, что Катерина пошла против устоев, за которые она, будучи христианкой, держалась, приводит ее на обрыв. Моральное давление, невозможность разделить себя между традицией и душевным порывом привели к трагедии. Эпизод с признанием Тихону, считается критиками одним из лучших драматических моментов для своего времени.
Виновата ли Катерина в своей гибели? Александр Николаевич Островский оставляет нам ответить на этот вопрос. Моральная трагедия героини только указывает на застоявшийся строй, который своей неподвижностью подминает под себя всех на пути, и, возможно, можно прийти к выводу, что обстоятельства толкнули несчастную девушку на этот поступок. Однако нельзя сказать, что у нее не было другого выхода - скорее, просто бороться и искать другие варианты решения проблемы было не в ее характере. А сама пьеса получила множество экранизаций (первая в 1933 году под режиссурой Владимира Петрова).
Образ Екатерины стал одним из самых знаменательных в русской литературе. Мятущаяся женщина, которая не может, но хочет выбрать между долгом и свободой, стала основой для многих персонажей. Это сложный образ, который близок многим женщинам, и вызывает у читателей понимание и сочувствие.
Комментарии
Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.